Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях непрерывного образования'

Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Виктор Владимирович, Утемуратова Басира Казбековна

Тенденции развития современной индустрии в различных сегментах производства существенно зависят от конъюнктуры рынка, что требует корректировки социального заказа на содержание профессиональной подготовки граждан при обязательном активном сотрудничестве промышленных предприятий и организаций профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях непрерывного образования»

региональные модели

инновационно-образовательный консорциум

Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях непрерывного образования

Тенденции развития современной индустрии в различных сегментах производства существенно зависят от конъюнктуры рынка, что требует корректировки социального заказа на содержание профессиональной подготовки граждан при обязательном активном сотрудничестве промышленных предприятий и организаций профессионального образования.

Изменения в мировой экономике привели к противостоянию в сфере подготовки кадров — Квалификация против Компетенции. Казахстанская система образования сделала выбор в пользу компетенции — способность работников реагировать на требования рынка. Подготовка компетентных кадров невозможна без корпоративных университетов, деятельность которых связывается с созданием многоуровневой системы подготовки кадров, обладающих необходимыми компетенциями для инновационного развития базовых отраслей экономики по приоритетным направлениям науки и техники.

В Карагандинском государственном техническом университете создан инновационно-образовательный консорциум «Корпоративный Университет» с участием крупных промышленных предприятий, научных учреждений и вузов Казахстана и Российской Федерации. Одним из наиболее значимых партнеров для многоуровневой системы подготовки специалистов является Ресурсный центр профильного обучения КГУ СОШ № 5 г. Караганды, объединяющий свыше 1000 учащихся 10-11 классов двенадцати школ города.

Профессионально ориентированный ресурсный центр — это логическое продолжение цепочки непрерывного образования. Старшеклассникам представится уникальная возможность гарантированно получить непрерывное образование «школа — вуз — бакалавриат — магистратура — докторантура» и стать высококвалифицированным специалистом, востребованным на мировом рынке труда. Партнерство

ЕГ0Р0В

Виктор Владимирович,

доктор педагогических наук, профессор, академик МАН, проректор Карагандинского государственного технического университета, Караганда, Казахстан

УТЕМУРАТ0ВА Басира Казбековна,

почетный доктор Карагандинского государственного технического университета, директор Ресурсного центра, Караганда, Казахстан

с вузами обеспечивает старшеклассникам единое образовательное пространство, погружение в университетскую среду, где помимо общей школьной программы введены специализированные курсы, связанные с будущей специальностью, а выпускники школы с более высоким уровнем подготовки переходят на профессиональное образование.

единое образовательное пространство

Организация многоуровневой системы подготовки специалистов начиная со старшего звена школьного образования имеет ряд особенностей и предполагает:

- формирование новой информационно-образовательной среды;

- вариативность содержания образовательного процесса, предоставление широкого спектра образовательных услуг, ориентированных на потребности учащихся соответственно их профилю, выбору профессии;

- интеграцию с вузом — реализацию наиболее востребованных образовательных программ как на базе школы, так и на базе вуза с привлечением вузовских преподавателей;

- адаптацию и подготовку учащихся к вузовской системе;

- информационно-коммуникационную поддержку курсов вариативного компонента, создание электронных обучающих средств;

- программное обеспечение профессионально ориентированных курсов;

- научное руководство индивидуальной научно-исследовательской деятельностью учащихся;

инновационно-образовательный консорциум

региональные модели

- использование в процессе учебно-производственной практики и допрофессиональной подготовки ресурсов предприятий, входящих инновационно-образовательный консорциум «корпоративный Университет».

для обеспечения учебно-методического обеспечения интегративных процессов на базе ресурсного центра созданы филиалы университетских кафедр «Профессиональное обучение», «основы производства».

функционирование ресурсного центра в рамках инновационно-образовательного консорциума — это совершенно новая модель эффективной организации профильной школы, ориентированной на потребности учащегося соответственно запросу рынка труда, обеспечивающая потребности предприятий в квалифицированных кадрах, включая и среднее звено. Иок «корпоративный университет» — это обеспечение осознанного и оптимального выбора учащимися своего профиля, профессиональное самоопределение, подготовка к профессиональному образованию и деятельности с перспективой быть востребованным на рынке труда.

Государственно-частное партнерство

государственно-частное партнерство — одна из главных условий инновационно-индустриального развития региона. Если предприятия реального сектора экономики заинтересованы в подготовке специалистов, отвечающих его потребностям, то профессиональные учебные заведения призваны воспринимать и в полной мере отражать их в учебном процессе. Партнерские отношения между учебными заведениями и предприятиями набирают силу на старших курсах, когда студенты уже овладели основами профессии и проявляют озабоченность будущим трудоустройством. Но партнерство производства и высшего образования, локализованное на заключительном этапе подготовки бакалавров, магистров и специалистов, нужного эффекта не дает. Высшие учебные заведения и предприятия должны заниматься формированием корпуса будущих специалистов со старших классов общеобразовательной школы.

Базой для реализации такого подхода в ресурсном центре стало обучение по программе факультатива «основы профессионального

Инновационное образовательное пространство «Школа — Вуз — Производство»

региональные модели

инновационно-образовательный консорциум

Формы организации учебного процесса «Основы ПТО»

Дистанционное обучение Погружение на базе РЦПО Погружение на базе КарГТУ

Организация самостоятельной познавательной и проектной деятельности. 1. Интенсивное предметное погружение. 2. Систематизация и обобщение знаний по профильным предметам. 3. Профориентационная работа со школьниками: расширение их представлений о состоянии и перспективах развития предприятий ИОК КУ. 4. Повышение квалификации учителей РЦПО. 1. Профориентационная работа со школьниками, направленная на расширение их представлений о специальностях КарГТУ, востребованных ИОК КУ. 2. Расширение представлений учащихся о состоянии и перспективах развития предприятий ИОК КУ, об основных технологических процессах. 3. Погружение в университетскую среду, приобщение к корпоративной культуре вуза.

содержание

1. Современное состояние и перспективы развития предприятий ИОК КУ. 3. Корпоративная культура КарГТУ, ИОК КУ. 4. Специальности КарГТУ, востребованные на предприятиях ИОК КУ. 5. Практические занятия на предприятиях ИОК КУ, ЦРП КарГТУ. 6. Систематизация, обобщение и выделение дидактических единиц в содержании профессионально ориентированных курсов.

Технологии Самостоятельная работа. Проектная деятельность. Лекционная форма работы. Практические занятия. Самостоятельная работа. Проектная деятельность. Проблемное обучение. Работа в группах сменного состава. Экскурсии, занятия на кафедрах вуза и предприятиях по профилю. Интеллектуальные мероприятия. Лекционная форма, практические занятия, проектная деятельность.

Результаты Регулярная информация об уровне знаний учащихся по конкретным специальностям. Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности. Развитие рефлексивных способностей учащихся. Приобщение учащихся к вузовским формам организации учебного процесса, что способствует социальной адаптации на 1-м курсе. Повышение уровня знаний учащихся по профильным предметам, что позволяет снизить проблемы дидактической адаптации на 1-м курсе. Создание пропедевтической основы для профориентационной работы со школьниками на базе КарГТУ через наполнение когнитивной сферы учащихся. Создание командного способа работы: вуз — школа — производство. Создание новых стартовых возможностей для личностно-образовательного развития учащегося. Развитие самооценки в образовательной деятельности. Активизация профессионального самоопределения. Повышение мотивации на построение профессиональной карьеры. Психологическая адаптация к университетской среде и учебному процессу в вузе. Переоценка, целеполагание и рефлексия обучения всеми участниками. Повышение уровня знаний по профильным предметам, что позволяет снизить проблемы дидактической адаптации на первом курсе. Создание командного способа работы: вуз — школа — производство.

технического образования» (основы ПТо), основной целью которого является ориентирование учащихся на технические специальности. В рамках факультатива существенным аспектом социального партнерства ресурсного центра, технического университета и предприятий информационно-образовательного консорциума является реализация многообразия форм организации учебного процесса с целью обеспечения его непрерывности, прежде всего в процессе взаимодействия с вузом и производством.

Результатами образовательного процесса «основы ПТо» являются интенсивное формирование профессионального самоопределения

старшеклассников с ориентацией на запросы рынка труда региона, подготовка их к профессиональному образованию и профессиональной деятельности, повышение квалификации учителей, преемственность школьного и вузовского образования.

***

Перспективой развития ресурсного центра в партнерстве с КарГТУ является создание целостной системы кластера непрерывного образования (профильная школа — колледж — университет), отвечающей современным требованиям реформы казахстанского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.